Влияние цветовых решений на аппетит посетителей.
Издревле цвету люди придавали большое значение, при его помощи даже пытались лечить некоторые болезни. Наше время – время точных научных данных о цвете. У художников и архитекторов появились новые возможности организации интерьеров общественных помещений, цветовая трактовка которых стала более свободной.
Рестораны, кафе, бары – специфические объекты для художников-оформителей. Будучи местами массового отдыха, они одновременно выполняют вполне конкретную функцию «пунктов приема пищи». Именно поэтому при проектировании оформления предприятий питания необходимо учитывать научные данные о физиологическом влиянии на человека света и цвета.
Так, опыты с освещением в ресторане показали, что во время еды уравновешенный белый свет действует на человека немного благоприятнее цветного. Включение же после еды оранжевого света вызывает приятное ощущение и даже легкую эйфорию. По влиянию на общий характер жизнедеятельности организма цвета принято делить на возбуждающие или теплые (красный, коричневый, оранжевый), нейтральные (желтый, зеленый, серый) и успокаивающие или холодные (синий, фиолетовый). Теплые тона стимулируют физические усилия, в том числе процесс пищеварения, создают ощущение уюта, ассоциируясь с солнечным светом, огнем домашнего очага. Холодные же расслабляют и снижают мышечный тонус.
В ряде кафе, баров, ресторанов отделка потолков темная, стены и мебель светлые источники света - сбоку и снизу. Цель такого оформления интерьера – создать романтическую и несколько «таинственную» обстановку, какая бывает в гротах. Однако посетители нередко жалуются на недостаток света в зале, так как трудно различить в полутьме даже лицо собеседника, не говоря уже о каком-либо печатном тексте (газете, книге, журнале, меню).
Ц в е т |
Вызываемое ощущение |
||||||
Возбуж- |
Угне- |
Успоко- |
Тепло |
Прохлада |
Легкость |
Тяжесть |
|
Белый |
|
|
|
|
|
Х |
|
Светло-серый |
|
|
|
|
|
Х |
|
Темно-серый |
|
Х |
|
|
|
|
Х |
Черный |
|
Х |
|
|
|
|
Х |
Красный |
Х |
|
|
Х |
|
|
Х |
Оранжевый |
Х |
|
|
Х |
|
|
|
Желтый |
Х |
|
|
Х |
|
Х |
|
Зеленый |
|
|
Х |
|
Х |
|
|
Голубой |
|
|
Х |
|
Х |
Х |
|
Синий |
|
|
|
|
Х |
|
|
Фиолетовый |
|
Х |
|
|
Х |
|
|
За рубежом в свое время провели опыт: предложили гостям ресторана блюда при разном освещении. Оказалось, что синий и зеленый свет вызвал единодушную отрицательную реакцию, поскольку мясо показалось несъедобным.
У физиологических реакций на цвет довольно общий и универсальный для большинства людей характер. Зеленый цвет (но не свет!) в общебиологическом смысле самый благоприятный, ибо это – естественный фон окружения человека. Вот почему физиологи рекомендует шире использовать в качестве основного элемента интерьера живые растения.
Применение того или иного цвета позволяет «регулировать» микроклимат. Гигиенисты установили, например, что при одинаковой температуре воздуха в желтом помещении кажется теплее, а в голубом – холоднее.
Влияет цвет и на восприятие величины пространства. Увлекаясь темными, теплыми и насыщенными тонами при оформлении предприятий, художники не должны забывать, что они тем самым как бы делают помещения уже и ниже.