Фаст-фуд, наиболее быстроразвивающийся сегмент рынка общественного питания.
Помимо фаст-фуд ресторанов в настоящее время довольно неплохими темпами развиваются сетевые рестораны национальной кухни. По оценкам агентства РБК.research, в настоящее время на российском рынке действуют более 120 подобных игроков, под управлением которых находятся почти 1560 сетевых заведения. За последний год в данном сегменте было открыто около 190 ресторанов и кафе, из которых 92 – являются ресторанами японской кухни. За последние годы именно «мода» на суши была драйвером роста рынка. Однако в Москве и Санкт-Петербурге происходит постепенное насыщение данного сегмента рынка общепита. В то же время, появляющиеся заведения паназиатской кухни делают акцент не на суши, а на лапшу. Таким образом, «лапшичные» – стали новым сегментом сетевого рынка, вдохнув «новую жизнь» в развитие сетевых ресторанов азиатской кухни. Помимо этого, происходит размывание национальных концепций ресторанов. Появляются все больше сетей, в рамках которых предлагаются блюда как японской, итальянской, так и традиционной русской кухни.
С темпами роста, сравнимыми с сегментом быстрого питания, развиваются сети кофеен, кафе-кондитерских и пекарен. Данный сегмент сетевого рынка показывал довольно высокие темпы роста в докризисном периоде (до октября 2008 года). Однако в условиях экономической нестабильности многие игроки рынка сделали ставку на развитии фаст-фуд сегмента (который наименее рисковый с точки зрения развития и объемов инвестиций). В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к сегменту кофеен, а также кафе-кондитерских, что отражается на динамике роста данного сегмента. Так, за последний год было открыто около 265 новых заведений данных форматов. Например, сеть кафе-кондитерских «Cinnabon» за год сумела утроить число собственных заведений, открыв 56 новых кофеен, «Шоколадница» увеличила число собственных заведений с 221 до 274 кофеен.
По данным агентства РБК.research, сегодня в России действуют около 100 сетей кофеен, кафе-кондитерских и пекарен, под управлением которых находятся около 1687 заведения. В настоящее время данный сегмент имеет огромный потенциал для роста, что обусловлено рядом причин. Во-первых, ненасыщенность рынка общественного питания позволяет говорить о потенциальном успехе любых ресторанных проектов. Во-вторых, недостаточная развитость данного сегмента и наличие спроса со стороны россиян предрекают успех рассматриваемой сетевой концепции.
Помимо «классических» кофеен и кафе-кондитерских огромный потенциал имеют и автокофейни. На сегодняшний день в данной нише хотят развиваться сразу несколько крупных международных игроков, объявивших о своем намерении выйти на российский рынок. Здесь имеются в виду следующие сетевые проекты: «Seattles Best Coffee» и «Muzz Buzz».